Мне надоело от тоски ходить по краю
Я твердо верю в то, что я еще сыграю...
Группа "Дюна", песня "Малыш"
Сегодня мы играем без зрителей. Сегодня мы играем свою жизнь
Виктор Пелевин, "Числа"
Как и в обычной жизни, в футболе всё поддаётся трезвому анализу. Всему есть своё объяснение, абсолютно всему... Вот и игре «Барселона» - «Милан» - тоже. Ведь можно же сказать, что Аллегри ошибся, усадив на скамью запасных Мунтари. Что Ньянг не сумел «закрыть» игру, угодив в штангу. Что грубые ошибки игроков гостей на своей половине поля стоили им потерь мяча – которые, в свою очередь, превратились в голы «Барселоны».
Это всё правда. Об этом ещё классик писал. «Ремесло поставил я подножием искусству. Я сделался ремесленник: перстам придал послушную, сухую беглость и верность уху. Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию...», ну и так далее, все, небось, читали и помнят.
Всё верно – «Барселона» сыграла так, как она привыкла играть последние несколько лет. И мы увидели то, что, в принципе, ожидали увидеть. Между прочим, довольно редкий случай в современном футболе: чтоб команда показала именно ту игру, которую от неё ждали. Обычно ведь наоборот бывает, о чём вот и Андрей Сергеевич Аршавин минувшим летом обмолвился...
Замечательный вышел матч. Даже, наверное, истовые фанаты «Милана» признают, что вторничным вечером их любимцы победы не заслуживали. Да и как её заслужить, если при выходе один в один в штангу попадать – и тут же пропускать в свои ворота?! Теперь Аллегри пусть препарирует свои ошибки и учится в дальнейшем их не допускать. Он ведь очень толковый тренер – и наверняка станет ещё лучшим, если сделает правильные выводы.
Но в этот вечер «Барселона» не могла проиграть. По канонам искусства – не могла. Быть может, этот поединок и не войдёт в число лучших не то что в истории всего футбола, а и даже в истории каталонского футбола... Но ведь это чистейшей воды драма! «Барселона», которую со всех сторон клевали недоброжелатели, зудевшие о том, что её время прошло; «Барселона», потерявшая из-за отвратительной болезни своего главного тренера; «Барселона», которая потерпела ряд чувствительных поражений – не оттого чувствительных, что крупных или там важнейших, нет, оттого, что она просто не привыкла проигрывать; эта самая «Барселона» выпрямилась, как герой голливудских боевиков, сказала какую-нибудь пафосную фразу и начала охаживать неприятеля всем, что ей под руку попалось. И в итоге победила.
Главный герой в ответ на вопрос запоздавшего (как всегда) подкрепления «Ты нам что-нибудь оставил?» кратко отвечает: «Трупы». Овации, все встают, по щеке зрителя катится скупая слеза.
Это было бы слишком, если бы не было так вовремя. Вовремя – для самой «Барселоны». Проиграй она «Милану» (не проиграй, а уступи; уступи дорогу в четвертьфинал) – и Бог весть, что бы говорили критики, и что говорили бы сами футболисты. Да даже неважно что говорили бы – главное, что при этом они бы думали! Неровен час, и в их бы ум закралось бы сомнение в том, что они делают. То, что в умах критиков такое сомнение поселилось уже давно – дело десятое, на то они и критики, чтоб под ногами путаться... Но кто знает, к чему бы привело смятение умов непосредственно внутри коллектива.
А его, как мы видим, нет. Драма получила свою логичную развязку. Протагонист продолжает победное шествие, которое стало возможным именно благодаря привычному модус операнди.
Как знать – не исключено, что этому самому модус операнди жить осталось совсем недолго. Быть может, устарел и он сам, и те, кто его воплощает в жизнь. А может, и нет, может, «Барселоне» суждено ещё много лет давать мастер-классы соперникам... Но сейчас всё это неважно. Сейчас, когда каталонцы переживают, пожалуй, самый трудный период в своей новейшей истории, им кровь из носу нужна была эта победа. Поэтому каталонцы играли свою жизнь.
Чтобы не разувериться в дороге, столько раз приводившей их к успеху.
И чтобы Тито Виланова поскорее выздоравливал.